Автор Тема: Атаманы Войска Донского с 17 по 19 столетия  (Прочитано 188 раз)

Чига

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Слава Казакии!
    • Просмотр профиля
Атаманы Войска Донского с 17 по 19 столетия

До начала XVIII в. казачество пользовалось значительными политическими, военными, экономическими, социальными и конфессиональными льготами и преимуществами, по сравнению с другими слоями населения страны. Отношения между Войском Донским и Московским государством строились на принципах вассалитета-сюзеренитета, на условиях служб и пожалований. Казачье Войско Донское находилось в ведении Посольского приказа, но после разгрома восстания под руководством К. А. Булавина правительство повело решительное наступление на демократические институты и суверенитет казачества. Северная война, сложная международная и внутриполитическая обстановка требовали от российского правительства мобилизации и концентрации людских, продовольственных и военных ресурсов, создания, развития и унификации армии и флота, бюрократизации государственного аппарата. Необходимо было прекратить побеги служилых людей, крепостных крестьян, ограничить переселения различных категорий духовенства, раскольников, торговцев и ремесленников на окраины страны, в том числе в Землю Войска Донского.


Казачество, зарекомендовавшее себя во второй половине XVI-XVII в. как хорошо подготовленное, мобильное, имевшее боевые навыки и традиции, самодостаточное и умевшее выживать в тяжелых природно-климатических условиях население, требовалось правительству. Но в то же время требовалось казачество послушное, готовое по первому призыву выступать и решать возложенные на него задачи. В 1716 г., в контексте проводимых в стране реформ, Войско Донское было передано из Посольского приказа в ведение Правительствующего Сената, в 1719 г. его, наряду с другими казачьими войсками - Терским и Яицким, поручили Коллегии иностранных дел, а в 1721 г. вверили Военной коллегии. Отныне правительство рассматривало донское казачество, как одну из групп российского населения, сохранявшую определенные права и привилегии. Казакам навсегда запрещались международная деятельность и межгосударственные контакты, выходить в Черное и Каспийское моря в походы «за зипунами», они потеряли право убежища - «с Дона выдачи нет», обязаны были служить только православному царю и Российской империи.

Вторая половина XVII - начало XVIII в. показали Московскому правительству значение атаманской власти на Дону и роли личности, состоявшей на данной должности. От этого зависела не только лояльность казачества к Москве, но и спокойствие в Земле Войска Донского и на южных окраинах Российского государства, в Азово-Черноморском и Каспийском бассейне. Правительство многократно пыталось влиять на выборы войсковых атаманов, но подчинить казачью стихию не удавалось.
 
Петр Первый и атаманы войска  Донского

После разгрома Булавинского восстания, царь Петр I казнил в 1709 г. войскового атамана И. Г. Зерщикова и замешанных с ним войсковых старшин, отменил выборность войсковых атаманов, пожаловал в бессменные войсковые атаманы Петра Емельянова, сына Рамазанова, «по смерть его». Попытки Войска вернуться к демократической процедуре выборов войскового атамана не дали положительных результатов. Царь не утвердил избранных войсковыми кругами Максима Кумшацкого в 1715 г., Максима Фролова в 1716 г. Петр I отдал предпочтение «по выбору всего Войска» в 1718 г. Василию Фролову (сыну Фрола Минаева - активного участника Азовских походов 1695-1696 гг.), назначил его «без права переизбрания на кругу» войсковым атаманом.

После смерти Василия Фролова (1723 г.) Войсковой Круг избрал войсковым атаманом Ивана Матвеевича Краснощекова. Активный участник Северной войны, соратник Петра I и герой Персидского (Низового) 1722-1723 гг. похода, И. М. Краснощеков пользовался непререкаемым авторитетом на Дону. Но император не утвердил его в атаманской должности, пожаловал войсковым атаманом старшину Андрея Лопатина. С этого времени должность войскового атамана всемилостивейше жаловалась старшинам Войска Донского и именовалась войсковой наказной (наказный) атаман. Правительство, войсковые наказные атаманы и старшины стремились возвысить значение и авторитет этой должности. В 1738 г. должность войскового атамана была введена вновь как высочайшее пожалование императрицы Анны Иоанновны Д. Е. Ефремову за «приведение калмыков под высокую руку Российской государыни» и заслуги Войска Донского в русско-турецкой войне 1735-1739 гг.

Войсковые старшины, занимая эту должность, быстро приобретали армейские штаб-офицерские и генеральские чины - полковника, бригадира, генерал-майора, генерал-поручика, генерал-лейтенанта, генерала от кавалерии. С середины XVIII в. на должность войскового атамана претендовали войсковые старшины в чине не ниже армейского полковника или бригадира, а с 1776 г. - генерал-майора регулярной российской армии. Атаманы войска Донского становились не только ответственными перед  казаками, но и перед государем.
 
Отмена выборности атаманов на Дону

Отменив выборность войсковых атаманов, правительству не удалось окончательно ликвидировать демократические институты казачества. Войсковые круги сохранились не только в его памяти, но и надолго в реальной жизни. В период обострения социальных противоречий и крупных военных конфликтов войсковой старшина и казачество обращались к войсковым кругам, старались найти в их решениях поддержку своей политике или действиям. Так было во время Ефремовского бунта, движения под руководством Е. И. Пугачева, побега 5 донских казачьих полков с Кавказской линии в 1792 г., восстания Верхнедонских станиц в 1792-1794 гг., в связи с выходом казаков в Индийский поход в 1801 г., накануне сбора и отправления казачьего ополчения на Отечественную войну 1812 г. и т. д.

С созданием в начале XVIII в. постоянных органов власти и управления, возвышением Войсковой канцелярии и роли старшин падает значение войсковых кругов в жизни казачества. Они все реже созываются, из их компетенции изъяты прием в казачество, выборы походных атаманов, войсковых полковников, старшин, есаулов и сотников, избрание атаманов зимовых и легких станиц, и т. д. В 1835 г. правительство установило сроки и периодичность сбора войсковых кругов - 4 раза в год: 1 января, в этот день казаки в старину избирали войсковых атаманов, есаулов и старшин; 9 мая - в день Св. Николая Чудотворца, когда Войску Донскому император Николай I пожаловал саблю покойного императора Александра I; 30 августа - в день тезоименитства покойного императора Александра Павловича и ныне здравствующего наследника престола цесаревича Александра Николаевича; 2 октября - в день назначения наследника престола цесаревича Александра Николаевича атаманом всех казачьих войск и шефом Донского Атаманского полка.
В эти дни при большом стечении народа, после окончания в храме Божественной литургии, выносились в круг, высочайшие грамоты, знамена, бунчуки, пернач, булава, насеки и другие войсковые регалии, здесь зачитывались полученные царские грамоты, освящались полученные знамена, проводился благодарственный молебен. По сложившейся традиции, войсковые регалии обносили вокруг Войсковой канцелярии, соборов и церквей Черкасска (позже Новочеркасска) и возвращали в Войсковую канцелярию как хранилище регалий. Праздник завершался ружейной и пушечной пальбой, показательными выступлениями казаков, обильным застольем на открытом воздухе.

 
 
Произвол атаманов войска Донского

Войсковые атаманы, не зависевшие от демократических институтов казачества, использовали свою должность для личного обогащения и укрепления своего положения. Усилившийся произвол атаманов отца и сына Данилы Ефремовича и Степана Даниловича Ефремовых, а также борьба различных старшинских группировок за атаманскую булаву вынудили правительство обратить внимание на состояние дел в крае. В результате почти восьмилетнего разбирательства и суда правительство установило многочисленные преступления С. Д. Ефремова - от неповиновения царской власти и нарушения права внешних сношений до укрывательства беглых, захватов войсковых земель и вымогательства многочисленных взяток от казаков. Суд в Петербурге приговорил войскового атамана С. Д. Ефремова к смертной казни, но 14 марта 1773 г. императрица Екатерина II заменила ее вечной ссылкой в г. Пернов. Так она «отблагодарила» за оказанные услуги С. Ефремова и казаков во время государственного переворота и захвата власти в 1762 г.
Назначенные на должность войскового атамана В. А. Машлыкин (1772-1773 гг.) и С. Н. Сулин (1773-1775 гг.) были храбрыми воинами, но посредственными администраторами. В. А. Машлыкин не сумел предотвратить в 1772 г. волнения среди казаков в связи с формированием и отправкой полков для поселения в Азовскую крепость, распространявшимися слухами об обращении казаков «в регулярство». С. Н. Сулин не проявлял должной активности по предотвращению брожения среди казаков в период Пугачевского бунта и поимки самозванца.

Правительство давно понимало необходимость реорганизации органов власти и управления в Земле Войска Донского. На высочайшее имя и в Уложенную комиссию (1767 г.) поступали многочисленные проекты и наказы о преобразованиях казачьих войск. Предложения войскового атамана С. Д. Ефремова, войскового дьяка Ивана Янова, наказы депутатов от других казачьих войск, представителей царской администрации не устраивали правительство по различным причинам. К тому же начавшаяся в 1768 г. русско-турецкая война, а затем и крестьянское движение под предводительством Е. Пугачева надолго отложили вопрос о реформировании казачьих войск.

Реорганизации управления на Дону Потемкиным

30 июля 1774 г. генерал-аншеф, начальник легкой кавалерии и всех иррегулярных войск Российской империи кн. Г. А. Потемкин, создал специальную комиссию из войсковых старшин для составления предложений по реорганизации органов власти и управления в Земле Войска Донского. 14 февраля 1775 г. кн. Г. А. Потемкин подал на Высочайшее имя доклад о преобразованиях в Войске Донском. Прежде всего, Г. А. Потемкин предлагал ограничить власть войсковых атаманов и поставить их под контроль правительства. Для этого следовало изменить существовавший порядок управления - разделить военную и гражданскую власти, для ведения земских дел создать специальное учреждение Войсковое Гражданское правительство. Его члены - войсковой атаман (председатель) и двое постоянно присутствующих (непременных) назначаются высочайшей властью, четыре других чиновника - избираются Войском ежегодно «из надежных и проверенных в делах старшин». Для предупреждения «поползновений к корыстолюбию» чиновникам назначалось жалованье «по высочайшему конфирмованному расписанию». Войсковое Гражданское правительство обязано было заниматься хозяйственными делами и всем тем, «что подлежит рассмотрению гражданского суда», т. е. ему принадлежала и судебная власть.

Кн. Г. А. Потемкин особо подчеркивал, что деятельность войскового атамана и Войскового Гражданского правительства должна осуществляться только на основе имперского законодательства, высочайших указов, указов и распоряжений Военной коллегии и Правительствующего Сената. 15 февраля 1775 г. Екатерина II утвердила доклад Г. А. Потемкина, не внеся ни одной поправки. Одновременно императрица назначила войсковым наказным атаманом А. И. Иловайского, активного участника подавления Пугачевского бунта и поимки самозванца. Она пожаловала новому войсковому наказному атаману чин полковника (вскоре - войскового атамана и чин генерал-майора) российской регулярной армии, а также войсковые регалии - бунчук, пернач и трость.

Учреждение Войскового Гражданского правительства в Земле Войска Донского не ослабило борьбу между старшинскими группировками. На смену Ефремовым, Колпаковым, Сулиным, Машлыкиным, Кумшацким и иным старшинским родам пришли к власти Иловайские, Мартыновы, Орловы, Денисовы, Платовы, Себряковы, Луковкины и др. Представители этих семей назначались в непременные члены и избирались в Войсковое Гражданское правительство, возглавляли Войсковой суд и предлагались на должности погодных судей (на один год). Преимущественно из их среды выходили походные атаманы, командиры казачьих полков, начальники Донской казачьей лейб-команды для службы в Петербурге при императорском дворе и Гатчинской казачьей команды при дворе наследника престола, цесаревиче Павле Петровиче. Власть открывала широкие возможности не только для получения должностей, чинов и наград, но, прежде всего, позволяла старшинам безнаказанно захватывать войсковые и станичные земли, населять их крепостными крестьянами и новопришлыми людьми, добиваться признания за собой прав и привилегий российского дворянства.

 Войсковое Гражданское правительство состояло их родственников генерал-майора Д. М. Мартынова. Уволенный в чине полковника из армии в 1774 г. на Дон, Д. М. Мартынов передал свой полк под командование сыну Андрею, и в 1775 г. назначается Г. А. Потемкиным Войсковым судьей и получает чин генерал-майора. Пользуясь поддержкой светлейшего князя, он в течение двух десятилетий являлся бессменным Войсковым судьей. При нем в среде чиновников расцвела круговая порука, а все увеличивавшийся произвол по отношению к рядовой массе казачества оставался безнаказанным. Д. М. Мартынов и его окружение, сконцентрировав власть в своих руках в Земле Войска Донского, начали действовать вразрез государственным интересам. Прежде всего, широкое расхищение войсковых и станичных земель подрывало экономические основы содержания, снаряжения и выхода казаков на службу. Д. М. Мартынов, его родственники, члены Войскового Гражданского правительства, став богатейшими людьми края, стремились подчинить себе и военную власть на Дону, оказывать влияние на деятельность войскового атамана А. И. Иловайского.

Не имея возможности противостоять самовластию старшин, войсковой атаман А. И. Иловайский 1 апреля 1797 г. обратился к Президенту Военной коллегии генерал-фельдмаршалу графу Н. И. Салтыкову с просьбой изменить порядок управления, существовавший более двадцати лет в Земле Войска Донского. Его просьба не осталась без внимания правительства. По мнению Президента Военной коллегии, Войсковое Гражданское правительство не справлялось с возложенными на него задачами. Оно не сумело предотвратить и подавить крупные волнения донских казаков в 1792-1794 гг., его члены активно участвовали в расхищении войсковых и станичных земель, укрывательстве беглых, нарушении российского законодательства и местных обычаев, прав и привилегий казачества.

В числе первых манифестов о преобразовании органов власти и управления в Российской империи император Павел I издал указ 6 июля 1797 г. о ликвидации в Земле Войска Донского Войскового гражданского правительства и восстановлении Войсковой канцелярии. В ней должны присутствовать по древнему обычаю войсковой атаман со старшинами.

 
Верни себе имя! Своей земле,
докажи, что ты достоин жить!
Возрождай культуру делом, наша
культура над всеми! И этим стоит дорожить!

Чига

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 894
  • Слава Казакии!
    • Просмотр профиля
Re: Атаманы Войска Донского с 17 по 19 столетия
« Ответ #1 : 17 Апрель 2017, 10:03:31 »
Донское войско под властью императоров Павла и Александра Первого

Войсковая канцелярия оставалась по военным делам в ведомстве Военной коллегии, гражданские и уголовные дела рассматривались в соответствующих коллегиях и в Сенате. В июне 1800 г. Павел I учредил в Земле Войска Донского прокуратуру, назначил на эту должность прокурора из Архангельска коллежского асессора А. Л. Миклашевича, а также определил в Войско Донское специальных представителей для наблюдения за исполнением законов. Спустя три месяца в Войсковой канцелярии были учреждены экспедиции для дел криминальных, гражданских и тяжбенных, казенных, межевых, для полиции в г. Черкасске и сыскное начальство, соответствующее земскому суду. Войсковая канцелярия и подчиненные ей экспедиции обязывались вести все делопроизводство на основе имперского законодательства. Предполагалось, что эти преобразования будут способствовать ограничению власти войскового атамана и старшин.

Выполнению экспедициями своих функций, аналогичных функциям департаментов в губерниях, препятствовали значительные особенности и традиции войсковой организации власти на Дону. В руках войскового, соответственно, и станичных атаманов сосредоточивалось военное и гражданское управление, а также уголовное делопроизводство. Большое влияние на их деятельность оказывали органы казачьего самоуправления - войсковой и станичные круги, права и привилегии, военный состав казачества, нормы обычного права. Окружные сыскные начальства, действуя на правах земской полиции, не могли возбуждать иски по закону об уездных судах, так как эти функции принадлежали экспедициям. Сосредоточение законодательной и исполнительной власти в руках войсковых атаманов с полным подчинением им Войсковой канцелярии, несмотря на ряд ограничений, приводило к крупным злоупотреблениям в войсковом управлении.

Созданная в 1802 г. министерская система в Российской империи направлялась на усиление самодержавной власти, бюрократизацию органов центрального и местного управления, унификацию деятельности государственного аппарата. По отношению к Войску Донскому правительство стремилось привести его управление «в единосообразие с прочими обывателями Российской империи». В 1802 г. император Александр I издал указ об устройстве войск Донского, Уральского и Черноморского, согласно которому Войсковая канцелярия преобразовывалась по примеру Гражданского правительства 1775 г. По военной части она оставалась в подчинении Военной коллегии, а по гражданской - в ведомстве Правительствующего Сената. Из состава Войсковой канцелярии исключались представители царской администрации, но сохранялась должность прокурора, который «не имел повелительной власти». Существовавшие ранее экспедиции заменялись одной полицейской экспедицией, «в виде управы благочиния под точным и единственным ведомством войскового атамана». Сыскные начальства наделялись правами первой инстанции уездного и земского суда, они могли начинать уголовные и гражданские дела, приговоры и решения которых разрешалось обжаловать в Войсковой канцелярии. По указу 1802 г. в выборах в Войсковую канцелярию участвовали только войсковые чиновники, простые казаки этим правом не пользовались.
Правительство понимало половинчатость реформ органов власти и управления в крае, их несовершенство и неповоротливость. Поэтому спустя два года оно вновь вернулось к преобразованиям Войсковой канцелярии, разделив ее на три экспедиции - Военную, Гражданскую и Экономическую. Первая занималась составлением списков служилых и отставных казаков, комплектованием полков и откомандированием казаков на службу, т. е. всем, что принадлежало походной Атаманской канцелярии. Она также наделялась правами ведения уголовных и политических дел донских старшин и чиновников. Вторая - вела дела уголовные, тяжбенные, следственные, крепостные, межевые и земской полиции. В ведении третьей находились все денежные дела по Войску, различные сборы, приходы и расходы, подряды, откупа, оброчные статьи и денежные отчеты. Военную экспедицию возглавлял войсковой атаман, двумя другими руководили войсковые чиновники, назначаемые и утверждаемые правительством. Положение и права сыскных начальств оставались такими же, как они были определены указом 1802 г.

 
 
Каким министерствам подчинялось управление на Дону?

Одновременно по военной части Войско Донское подчинялось Военному министерству, по части внутреннего благоустройства и порядка - Министерству внутренних дел, расходования казенных сумм - Министерству финансов, по судебной части - Министерству юстиции и т. д. Расчленение управления между различными министерствами, его бюрократизация ограничивали власть войскового атамана и его приближенных старшин и чиновников, но вместе с тем не устраняли питательной почвы для злоупотреблений и притеснений рядового казачества. Без решения вопросов о землевладении и землепользовании казачества, дворянства и крестьянства, о политическом и правовом статусе донского дворянства, о правах и привилегиях казачества, его роли и месте в вооруженных силах Российской империи правительство не могло окончательно подчинить Войско Донское своей власти.

В 1804 г. император Александр I потребовал от Сената собрать сведения о положении в Земле Войска Донского и произошедших в ней изменениях. Он предложил создать такое «Положение», в котором утверждалось бы исключительное право дворян на занимаемые земли, допустив при этом в управлении войском Донским некоторые исключения их общих правил о губерниях. Правительствующий Сенат создал специальный комитет для рассмотрения дел о войске Донском, практически приступив к коренным преобразованиям в крае. Однако их осуществлению помешали сложное международное положение России и многочисленные войны в начале Х!Х в., в которых активное участие принимали донские казаки.

Тем не менее, правительство постоянно следило за социальными, экономическими и политическими процессами, протекавшими в крае, стремилось их контролировать. В 1809 г. военный министр А. А. Аракчеев вновь подал доклад в Сенат, в котором предлагал создать и утвердить «Положение об управлении казачьих и линейных войск», но из-за отсутствия средств оно не было реализовано. С целью ограничить захваты дворянами и чиновниками войсковых и станичных земель, произвол и олигархическое правление старшин правительство издавало многочисленные указы, затрагивавшие различные стороны жизни населения Донского края. В 1810 г. Сенат пересмотрел порядок ведения гражданских дел в Земле Войска Донского, в 1815 г. восстановил присутственные места. Одновременно правительство запретило записывать в казачьи полки лиц, не принадлежавших Войску Донскому, а также в 1816 г. донским дворянам и чиновникам покупать и переводить в Землю Войска Донского из центральных и других губерний страны крепостных крестьян и т. д.

В XVIII - первой половине Х!Х в. войсковые органы власти и управления формировались и развивались на основе российского законодательства. В то же время на уровне местного управления -округов, станиц и хуторов сохранялись многочисленные архаические черты и нормы обычного права. В 1818 г. войсковой атаман А. К. Денисов возбудил вопрос об открытии в Войске Донском комиссии для создания новых инструкций донским казачьим полкам. Правительство охотно согласилось. Однако цели и интересы правительства, с одной стороны, войскового атамана и поддерживавших его старшин - с другой, не совпадали. А. К. Денисов хотел ограничиться заменой старых законов и инструкций новыми, не затрагивая экономических и политических основ существования Войска Донского. Правительство стремилось коренным образом преобразовать сложившуюся систему землевладения и землепользования, органы власти и управления, военную организацию казачества, т. е. провести мероприятия, которые предполагалось осуществить еще в начале века.

В мае 1819 г. император Александр I издал манифест о создании Донского комитета, началась его деятельность под руководством войскового атамана А. К. Денисова. В состав Донского комитета правительство ввело двух человек - от Военного министерства генерал-адъютанта кн. А. И. Чернышева и от Министерства юстиции В. И. Болгарского. С их помощью намечалось в течение года создать и завершить Положение об управлении Войском Донским. Однако острейшая борьба, развернувшаяся между представителями центральной власти, с одной стороны, и войсковыми атаманами (вначале А. К. Денисовым, затем А. В. Иловайским) - с другой, затянули работу комитета. К 1824 г. был составлен проект положения и передан императору Александру I на рассмотрение и высочайшее утверждение. Последовавшие вскоре события (смерть Александра I в ноябре 1825 г. в Таганроге, восстание и следствие по делу декабристов) отвлекли внимание правительства от преобразований на Дону. К тому же председатель Донского комитета генерал-адъютант А. И. Чернышев стал активным членом Тайного следственного комитета по делу декабристов, а затем военным министром Российской империи.
 
Реформы Николая Первого на Дону

Чтобы укрепить свои позиции в казачьих войсках, император Николай I ликвидировал в 1827 г. должности войсковых атаманов, назначив вначале шефом, а затем войсковым атаманом всех казачьих войск Российской империи наследника престола. Сохранялась должность наказного атамана, права и обязанности которого определялись манифестом от 16 февраля 1828 г. «О власти и образе действия войскового и наказного атаманов по управлению войском Донским до утверждения проекта войскового положения». Наказной атаман подчинялся войсковому атаману, в случае отсутствия в Войске, смерти или увольнения последнего он пользовался всей полнотой власти и выполнял его обязанности. Войсковой атаман являлся начальником Войска и председателем Войсковой канцелярии. Степень зависимости от войскового атамана мест и чинов, принадлежавших к составу управления и к разным в Войске установлениям, определялась проектом «Положения об управлении войском Донским». Он должен «неусыпно» наблюдать за правильным исполнением законов, установленных порядков и дарованных Войску привилегий и преимуществ.

26 мая 1835 г. император Николай I утвердил «Положение об управлении войском Донским». Этот документ окончательно закреплял звание войскового атамана за наследником престола, войсковой наказной атаман являлся непосредственным начальником Войска, он наделялся также правами военного генерал-губернатора, «управляющего и гражданской частью». При войсковом атамане действовали Атаманская канцелярия, войсковые адъютанты и войсковые есаулы. Власть в Войске Донском разделялась на военную и гражданскую. Военная экспедиция заменялась Войсковым дежурством, им командовал начальник в чине не ниже генерал-майора, который подчинялся войсковому атаману.

Для военного управления в Войске Донском создавались четыре округа, состоявших в ведении окружных генералов. Окружные генералы назначались на должности Военным министерством по рекомендациям войскового атамана, Областного и окружных дворянских собраний. Войсковой атаман осуществлял военное руководство, опираясь на Войсковое дежурство, которое в свою очередь руководило окружными дежурствами. Созданные военные округа и дежурства стали промежуточной ступенью в системе военного управления между Войском и станицами.
Военно-судебную власть в Войске осуществляли военно-судные комиссии, состоявшие при Войсковом дежурстве и полках. Председателем войсковой военно-судной комиссии являлся войсковой наказной атаман, в его отсутствие - начальник Войскового дежурства. В полках председательствовали полковые командиры.

В гражданском отношении Земля Войска Донского разделялась на семь округов, подчиненных сыскным начальствам. Калмыцкое кочевье, ранее управлявшееся штаб- и обер-офицером с казачьей командой, присланной из Войска, получало статус округа. В Калмыцком кочевье образовывалось Калмыцкое правление, его возглавляли пристав (председатель) и два депутата на правах асессоров. Здесь же учреждался суд, в него входили судья и два заседателя. По «Положению об управлении войском Донским» 1835 г., образованные семь округов и Калмыцкое кочевье, подчинявшиеся сыскным начальствам и правлению, оставались промежуточной ступенькой в системе гражданского управления.

Гражданские дела сосредоточивались в Войсковом правлении, оно создавалось вместо Войсковой канцелярии, его председателем являлся войсковой атаман. Войсковое правление образовывалось в составе четырех экспедиций - исполнительной, хозяйственной, поземельной, казенных доходов и питейных сборов со счетным отделением. В правление входил старший член в штаб-офицерских или генеральских чинах. Он наделялся полномочиями вице-губернатора, председателем казенной палаты и палаты государственных имуществ. Ему помогали четыре асессора в штаб-офицерских чинах.
Одновременно учреждался Войсковой суд и при округах - окружные суды, сохранялась должность Войскового прокурора, который назначался верховной властью.
 
http://armflot.ru/index.php/kazachestvo/28-atamany-vojska-donskogo-s-17-po-19-stoletiya?showall=1
Верни себе имя! Своей земле,
докажи, что ты достоин жить!
Возрождай культуру делом, наша
культура над всеми! И этим стоит дорожить!